vivien_m (vivien_m) wrote,
vivien_m
vivien_m

Category:

"Синий Бог" (Либретто)

Либретто балета М.Фокина
Синий Бог

Действие балета происходит в раке (храм, место поклонения), окруженного скалами. У задника посредине небольшая заводь, где плавает священный лотос. Вокруг священного предела неподвижно и терпеливо сидит множество молящихся. Скоро должен начаться обряд посвящения молодого будущего жреца. С началом музыки входит длинная процессия жрецов и служителей, которые должны принять участие в церемонии. Мужчины вносят корзины с жертвенными фруктами, другие несут кувшины и другие сосуды и подносы для воды для омовения, которая разливается первосвященником около заводи лотоса. Затем появляются девушки, чьи движения и позы выражают глубокое почтение к атмосфере и месту происходящего. Главный священник, в свою очередь, исполняет обряд поклонения, его высокая фигура окружена фигурами девушек в странных позах. К ним присоединяется другая группа девушек, которые протягивают вперед младенцев для жертвоприношения. Появляются другие жрецы и молящиеся, которые толпой проходят через раскрытые ворота и начинают наблюдать за многоликим собранием, расположившимся вокруг заводи лотоса и ожидающим приглашения главного священника к началу церемонии.

Зажигают жертвенный огонь, неофита подводят на определенное для церемонии место. Во время церемонии три девушки танцуют, держа в руках павлинов, чьи роскошные хвосты грациозно спадают с плеч девушек на землю. За ними следует другая группа девушек. Они заканчивают свой танец распростертыми на полу в момент, когда новообращенный, облаченный в одежды, соответствующие его новому сану, обходит народ, с одобрением взирающий на происходящее действо.

В то время, как он отдает себя под испытывающие взоры толпы, послушник предлагает всем сосуд, к которому приглядываются те, кому это положено. Молодой человек, весь поглощен чувствами, вызванными торжественностью произошедшего. Все, кроме одного человека, относятся к нему с тихим равнодушием. Этот человек - девушка, чье сдерживаемое волнение выдает движением ее тела. Когда неофит поравнялся с ней, она вся подалась вперед и с волнением заглянула ему в лицо. Мольба выражалась в каждой линии ее тела.

Юноша встретился с эти страстным взглядом и в замешательстве остановился. Воспоминания, которые, как он думал, похоронены им навсегда, вдруг нахлынули на него. Он колеблется; но с усилием овладевает своими эмоциями и спешно возвращается на свое место перед главным жрецом. Этот мгновенный инцидент прошел незамеченным для окружающих, и когда девушка отступает в агонии рушащейся надежды. Несколько полусумасшедших фанатов возобновляют ритуал необузданным танцем исступленного плача. Как только эта оргия самоупоения доходит до своей кульминации, младенцы готовы для принесения в жертву. Наступает финальный момент обряда посвящения.

Неофит снова, на этот раз ведомый главным жрецом, проходит перед сидящими и смотрящими на него людьми: еще раз ему предстоит пройти мимо девушки, которая олицетворяет собой все то, что было у него в жизни до того, как честолюбие и жажда жреческой власти отвернули его от любви и радости. Возможно, только она одна может иметь ключ, чтобы отворить дверь, которую он так решительно захлопнул. У нее есть этот ключ, и с мужеством, рожденным отчаянным, она решается воспользоваться им. Она срывается с места и бросается к ногам своего бывшего возлюбленного. Она падает ниц в унижении, она заклинает его - затем хватается за надежду, данную нерешительностью, написанную на его лице, начинает его соблазнять.

Жрецы, разгневанные этим кощунственным вмешательством, хватают ее и отводят. Но она вырывается от них и, прежде, чем неофит успевает ожесточиться, она снова танцует перед ним, стараясь обольстить. Дерзкая, соблазнительная развязность предназначалась ему одному, и это пошатнуло до глубины его твердую решимость. Во второй раз жрецы хватают ее, и во второй раз она с отчаянной хитростью уклоняется от их рук и снова начинает своё страстное наступление. Юноша буквально разрывается сильными эмоциями; неравная борьба начинается в нем, любовь и жизнь борются с его гордостью и чувством долга. При виде этой умоляющей фигуры честолюбие, жажда власти и все его новые намерения улетучиваются. Все, что содержит в себе жизнь, заключено в этом существе, источнике всех его воспоминаний, которые теперь завладели им. С неожиданной решительностью он срывает с себя жреческое облачение и с радостью отдается чувствам, бросаясь в победные объятия своей возлюбленной.

Вместе они стремительно попытались вырваться на свободу. Но их путь преградили, жрецы и факиры разлучили их, юношу куда-то увели. Толпа тихо разошлась, и несчастная девушка оказалась одна с главным жрецом и двумя его слугами. Третий принес наручники и надел их на запястья узницы. Затем, по приказу главного жреца, дверь пещеры сбоку каменистой скалы открылись и привратники удалялись. Девушку оставили одну в пугающей тишине, и она от страха лишилась чувств около заводи лотоса.

Храм освещается лунным светом. Девушка очнулась от оцепенения, вызванная отчаянием. Разум возвращается к ней, и она начинает искать путь к побегу. Пробует открыть ворота, но они прочно закрыты и не поддаются ее исступленным попыткам их раскачать. Напрасно она ищет другой выход: высокие стены непреодолимы. Но вдруг она заметила низкий дверной проем в каменной стене. Мгновение она колеблется: это только кажется, что дверь открывает путь к спасению. Но, по крайней мере, это дает шанс, и девушка быстрым резким движением устраняет преграду.

Открывается черная глубокая дыра, в которую девушка с тревогой вглядывается. Минуту ничего нельзя различить в кромешной тьме. Когда она собирает все свое мужество, чтобы войти внутрь, отвратительное и страшное видение вырисовывается перед ней. Она в испуге отпрянула назад: страх, уступает место и ужасу при виде сущего кошмара - омерзительного чудовища, медленно выползающего из зловонного логова. За ним следуют и другие, появляясь из этого логова, которое их ничего не подозревающая жертва так неосторожно открыла. Некоторые с трудом волочили свои черные чешуйчатые хвосты, как огромные тучные ящеры, другие с огромными головами и скалящимися мордами, являя собой пародию на человеческие существа своими красными нескладными формами, омерзительно подпрыгивали заплетающимися уродливыми ногами.

Девушка в панике бросается к воротам. Она в страхе хватается за них. Но, неуклюжe прыгая за ней вдогонку малиновые чудовища хватают ее своими отвратительными лапами и пытаются оттащить от ворот. Она вырывается и мечется по храму, но все время только наталкивается на своих ползущих захватчиков. Последние не пытаются больше ее схватить, просто впиваются в нее глазами с дьявольской пристальностью, и на каждом шагу она наталкивается на их парализующее проворство, так как, несмотря на кажущуюся инертность их расплывшихся тел, им удается все время сдерживать ее движения и окружать ее своими бдительными внимательными лицами.

В последнем приступе страха девушка падает, распростершись перед заводью лотоса. Монстры окружили ее, неподвижные, но неусыпные, бдительные и настойчивые. Но в это время их жертва вспоминает о молитве и устремляет страстную мольбу к божествам этого места. Чудовища встрепенулись и с трудом начали, корчась, ретироваться. Мерцающее голубое сияние осветило заводь, плавающий в ней цветок лотоса раскрылся, и медленно оттуда появились бог и богиня - духи, охраняющие этот храм. Богиня сидела на престоле; бог, держа в руке свирель из тростника, сидел с ногами и поднятыми руками, согнутыми углом - будто ожившая нарисованная индийская скульптура.

Выйдя из лотоса, Синий Бог поднял изумленную от благоговения и страха девушку. Потом он осторожно посадил ее на край заводи и начал торжественный танец перед встревоженными чудищами. Это можно назвать танцем, хотя это просто ряд поз - поз, которые оживляют для зрителей все то, что они когда-либо видели в индусской живописи и искусстве, изображающих человеческие фигуры. Становится очевидно, что в гармоничной смене ракурсов есть своя красота, ранее не осознанная и, даже, возможно, не предполагаемая. Один за другим чудовища покоряются силе божественного защитника их жертвы. Богиня, сойдя с трона, начинает танцевать, пока Бог играет на свирели. Девушка, теперь успокоенная, пристально смотрит на своих избавителей и благодарит их за дарованное Богиней благословение, в то время как последняя занимает свое место на троне. Едва только Бог вернулся на свое место, жрецы и молящиеся снова вошли в храм, ожидая увидеть результат исполненного страшного приговора. Оцепенев от ослепительного великолепия зрелища, все пали ниц в смирении, и только девушка одна, имея божественную милость, осмеливается стоять. Богиня простирает руку в защитном жесте, и, в то время, как вводят юношу, за которого так отважно боролась любовь девушки, она предлагает им обняться, никого не боясь. Жизнь и любовь возродились в девушке, и она находит выход переполняющему ее счастью в радостном танце. Счастливая воссоединенная пара клянется друг другу в верности перед троном Богини.

Миссия богини окончена, и она медленно исчезает из виду в глубину заводи лотоса. Но Синий Бог, прежде, чем она исчезла, вступает в середину изумленной чудом толпы. Часть оранжевой скалы шумно скатывается в сторону и открывает широкую золотую лестницу, уходящую в голубую неизвестность небес. Медленными, осторожными шагами Бог поднимается по этой таинственной лестнице. На мгновение он остановился, и видно, в то время, как опускается занавес, играет на свирели над склоненными головами и распростертыми телами толпы.

 

( Михаил Александрович).

 

Премьера «Синего бога» Фокина состоялась в мае 1912 г. в т-ре Шатле в Париже на очередном русском сезоне антрепризы Дягилева. Музыка - Рейнольд Хан, сценарий - Жан Кокто по сиамской (индийской) легенде, декорации и костюмы – Лев Бакст.

Сирил Бомонт в своей книге о Михаиле Фокине (Cyril W. Beaumont. “Michel Fokine and his Ballets”, 1935. Reprinted by Dance Books, London, 1996, pp. 87-90) приводит список главных действующих лиц и исполнителей:
Синий бог – Нижинский
Девушка – Карсавина
Юноша – Макс Фроман
Опьняненная баядерка – Б.Нижинская
Богиня – Нелидова
Верховный жрец – Федоров

Tags: "Русские сезоны", Синий Бог
Subscribe

  • Нижинская Кира Вацловна (1914-1998г)

    НИЖИНСКАЯ [Nijinsky Kyra] Кира Вацлавовна 1914, Вена - 1 сентября 1998, Сан-Франциско Балерина. Родилась в семье известного русского…

  • Великому хореографу Ролану Пети - 90 лет!

    «Если меня спросят: откуда вы родом, кому наследуете, — я бы сказал: Дягилеву. Его принципы очень важны для меня: настоящая, сильная…

  • Петипа Мария Мариусовна

    Мария Мариусовна Петипа (1857—1930) — русская балерина. Дата рождения: 17.(29).10.1857 Место рождения: Петербург, Российская империя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments