vivien_m (vivien_m) wrote,
vivien_m
vivien_m

Categories:

"Поэма экстаза" для "Синего бога" и экскурс в историю.

 

                                                                                 

Одним из источников вдохновения мастеров Арт Деко явились яркие краски и экзотические персидские и восточные мотивы балетных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые своим «триумфальным шествием» с 1909 года по 1929 год покорили не только Париж, но и мир. Костюмы и декорации, созданные по эскизам Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Гончаровой соперничали по своей яркости с картинами фовистов. Внезапно ярко-оранжевые, нежно-голубые, лимонно-желтые, ядовито-зеленые и др. не менее необычные цвета и оттенки вошли в моду в одежде, украшениях, появилось даже эстетическое течение «цвет ради цвета». В дягилевских постановках в полной мере реализуется и еще одно свойство, присущее как Арт Нуво, так и Арт Деко — экзотизм. Бакстовские костюмы к «Саломее» (1908), «Клеопатре» (1909), «Шехерезаде» (1910), «Жар-птице» (1910-1913) трактованы как сложнейшие, почти ювелирные, произведения. Одетые в них герои смотрятся в пространстве сцены как сверкающие драгоценные камни и броши. Собственно, они входят в такое взаимодействие с целым, как и эффективные пятна орнаментов в монументальных постройках Арт Деко. В этом явно прочитывается знамение нового стиля. В 1912 году зрители увидели «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси с декорациями Льва Бакста и с главным исполнителем и хореографом Вацлавом Нижинским.

                                                                                                  

                                                                      Эскиз костюма Синего бога для В.Нижинского 1911г.   (Л.В.Бакст)                                                                    

 

Самым изобретательным и разносторонним среди художников того времени, показал себя Бакст. В  балетах «Шехеразада» (1910) и «Синий бог» (1912) он создал образы  фантастического, сказочного Востока, стилизованные в духе иранских  миниатюр;  в  «Нарциссе» (1911), «Дафнисе и Хлое» (1912) и  «Послеполуденном  отдыхе  фавна»  (1912) возрождал античность по мотивам греческой скульптуры и вазовой живописи,  в «Карнавале» (1910) и  «Видении  розы»  (1911)  своеобразно  интерпретировал эпоху романтизма.

 

                                                                                         

                                                                                Эскиз костюма Невесты из балета Синий бог. (Л.В.Бакст)

 

                                                                                         

                                 

                                                                                   

 

                                                                                          

                                                                            Эскиз к костюму "Жар-птица" (Л.В.Бакст)

 

                                                                                       

                      

                               Уникальные фарфоровые куклы, воссозданные "Галереей Александра" по эскизам Л.В.Бакста.

 

Здесь можно посмотреть всех кукол на сайте галереи "Александра": http://www.alexandra.ru/links.html

Здесь можно посмотреть, что пишет А.Лиепа, о предстоящей премьере:http://www.kostumer.ru/main_ipk.php?name=st1&idArtikel=11

 

Весьма интересна биография костюмеров Нежных, которые помогают воссоздать балет "Синий бог."

http://www.artistico.ru/rus/nezhnye/chronology.html

http://www.artistico.ru/rus/nezhnye/biography.html

 

Ну, это было лирическое отступление...

 

А теперь собственно о "Поэме эстаза" А.Н.Скрябина.

 

1 апреля 1907года, Скрябин "удрав" из Америки, приезжает в Париж. 16 мая здесь произошло торжественное открытие Русских исторический концертов, организованных С.П.Дягилевым. Скрябин тут же приступает к работе. Сочиняемое произведение он пока называет "Оргиастическая поэма", позже он предпочитает назвать свое детище "Поэма экстаза".

Он хотел закончить ее к открытию "Русских концертов". Скрябину казалось, что за три - четыре недели все можно успеть. Но, углубившись в работу, Скрябин начинает все переделывать заново. На русских концертах, он так ее и не исполнит.

Архитектоника поэмы столь сложна, что четко провести границы — где "заключительная разработка" в экспозиции, и где начинается

разработка — не так просто. Композитор "томился"  создаваемой вещью, неоднократно переделывая и темы, и весь план поэмы.

Она начинается с "темы томления", тихо, с пометкой dolce, то есть "нежно", неожиданно высвечивая музыкой самое сокровенное. Если в "Божественной поэме" отразились в преображенном виде события его жизни, то в "Поэме экстаза" — его "творческая биография". Тема томления в этом музыкальном произведении, удивительна своей "симметричностью": движение вниз—возврат, такое же движение вверх—возврат, и в самих движениях мелодии — колебание. Тоненькие узорные звуки "вращаются" вокруг явно ощущаемого центра. Тема совершенно "графична", будто "вычислена". Скрябин сочинял и "вычислял" свою поэму с 1904 по 1907год. Начало "Поэмы экстаза" содержит в себе, как в зерне, все произведение. Первые звуки… Сознание "отключилось" от внешнего мира. Оно томится неясным предчувствием. Но "томление" — не просто "исходная точка" творчества. В первые мгновения, когда сознание только — только пробуждается к действию, оно не прерывается. Но и  далее, на время отодвигаясь, сменяясь другими эмоциями, "томление" возникает вновь и вновь. Так будет на протяжении всей "Поэмы экстаза".

Музыка "Поэма экстаза" чрезвычайно напряжена. Композитор последовательно передает состояния пассивности души, пробуждение воли, легкие взлеты, столкновение с угрожающими силами и борьбу с ними.

Скрябин о "Поэме экстаза" сказал так. —" Экстаз—это как мировое, космическое слияние мужского и женского начала, духа и материи."

 

 

(Продолжение следует....)

 

 

 

 
Tags: "Русские сезоны", Синий Бог
Subscribe

  • Великому хореографу Ролану Пети - 90 лет!

    «Если меня спросят: откуда вы родом, кому наследуете, — я бы сказал: Дягилеву. Его принципы очень важны для меня: настоящая, сильная…

  • Нижинская Кира Вацловна (1914-1998г)

    НИЖИНСКАЯ [Nijinsky Kyra] Кира Вацлавовна 1914, Вена - 1 сентября 1998, Сан-Франциско Балерина. Родилась в семье известного русского…

  • Петипа Мария Мариусовна

    Мария Мариусовна Петипа (1857—1930) — русская балерина. Дата рождения: 17.(29).10.1857 Место рождения: Петербург, Российская империя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments