«Синий бог» был задуман еще в 1911 году. Балет предполагалось приурочить к коронационным торжествам в Лондоне. Но свет рампы он увидел только год спустя. Хотя сценарий принадлежал Кокто и Мадраца, тема всепобеждающей любви и беспощадность жизни без любви привлекала к себе Фокина. Это нашло отражение в ряде сценариев, сохранившихся в его архиве и созданных в более поздние годы: в «Сыне вечерней звезды» (по Лонгфелло), во «Фра-Мино» (по Франсу), в «Майской ночи» (по Гоголю). В «Нимфах», кроме того, отозвался интерес балетмейстера к индийской мифологии и искусству. Григорьев считал, что интерес этот был вызван гастролями сиамской танцевальной группы, выступившей в Петербурге. Думается, что только страстное увлечение Фокина индийской культурой могло примирить его со сценарием «Синего бога». В нем не было подлинного драматизма, который в течение последних лет казался Фокину главным и непременным компонентом действия. Посвящение юноши в брамины прерывалось мольбами влюбленной девушки вернуться к ней и обещаниями счастливой любви. Брамины заковывали девушку в золотые цепи и запирали во дворе храма. Ночью девушку окружали злые диковинные чудовища, но в ответ на ее молитву появлялся Кришна в образе Синего бога. Он укрощал чудовищ. Пораженные брамины соединяли влюбленных. Светлов обращал внимание на традиционно-балетную банальность сценария, созданного в духе «доброго старого времени старушки "Баядерки"». Неудачной оказалась и музыка, по определению того же Светлова, «"общая", малоинтересная, как по музыкальной фактуре, так и по музыкальной мысли и мелодической изобретательности». Декорация Бакста изображала высеченный в скале древнеиндийский пещерный храм. Оранжево-коричневая скала представала на фоне ослепительно-синего южного неба. В костюмах браминов, баядерок, дервишей, служителей храма в разных оттенках сочетались серый, зеленый и коричневый цвета. Но преобладал белый; много было и золотого. Светлов писал, что «постановка балета должна быть признана "блестящей" в буквальном, но не художественном смысле этого слова. Все блестит золотом: и золотые ворота, и кричащие и не удобные для танцев костюмы, и дорогие павлины на руках у танцовщиц, и красно-золотые чудовища, и религиозные шествия, и все остальное. Все бьет на помпезность, на необычайную роскошь, а в результате получается впечатление блеска, сусального богатства». Широко были использованы Бакстом тесьма, веревки, сетки; юбки женщин по форме напоминали колокола. Внимание Фокина было сосредоточено на этот раз не на драматизме сюжета и не на созвучии хореографии музыке, а на том, что Светлов называл этнографичностью «индийской пластики, в которой и чувствуется большая эрудиция, тщательное изучение документов и художническая догадка при переложении статической индийской иконографии в хореографическую динамику». Думается, что скорее это следовало бы назвать стилизацией. В отличие от «Шопенианы» или даже «Египетских ночей» воссоздание индийской пластики, в основу которой легло, с одной стороны, изучение изобразительного искусства, с другой — элементы индийского танца, оказалось самодовлеющим, не продиктованным какими-либо современными задачами и целями. Это не помешало Фокину сделать в «Синем боге» несколько интересных находок. Многочисленные фотографии запечатлели Нижинского в заглавной роли. Каждая его поза кажется скопированной с индийского танца и индийской скульптуры, и только при более внимательном взгляде видишь разницу. Партия Синего бога на много лет вперед определила подход балетного театра к индийской тематике и пластике, отразилась даже на танцах, вставленных впоследствии в «Баядерку» (Божок). Синий бог, вызванный доброй богиней, впервые был виден на вершине широкой лестницы в отдаленной части сцены — сидящим на троне со скрещенными ногами, с цветком в руках. Потом возникал он из бассейна: «показывается сначала палец, потом рука, и наконец, вся фигура Синего бога Любви. <...> Он появляется в летаргической неподвижности». В большом танце Синий бог укрощал злые силы. Он «беспечно носится среди чудовищ, прыгает через их спины, попирает их ногами и, наконец, совершенно усмиряет их звуками флейты, на которой играет в типично-индийской согнутой позе». В остальном партия Синего бога состояла из смены живописных поз. Рецензент писал о Нижинском: «Каждое его движение, каждая поза, как бы мимолетна она ни была, живая статуя из громадного пантеона индийских богов со свойственным им гиератическим (иератические — священные письмена, возникшие у египтян. — Г. Д.) жестом». Партия девушки была неблагодарной даже для такой танцовщицы, как Карсавина. Лишь один ее сольный танец давал материал для роли, тот, в котором она пыталась вернуть любовь юноши в начале балета: «она и молит, и манит перспективой близкого счастья, обещая блаженство покорной любви, то негодует, грозит, приходит в отчаяние». Л. Соколова подчеркивала, что это соло Карсавина «танцует прекрасно, маневрируя своими руками и ногами в экзотических позах, придуманных для нее Фокиным». В отличие от большинства балетов Фокина массовые и ансамблевые танцы в «Синем боге» были немногочисленны. Л. Соколова охарактеризовала два из них, производивших на нее особенно сильное впечатление. Это описание подтверждает тот жанр феерии, в котором упрекали балет русские рецензенты. Первым был танец с павлинами. Три высокие танцовщицы (С. А. Астафьева, Л. П. Чернышева, М. Ю. Пильц) держали в руках павлинов. Хвосты павлинов были такими длинными, что волочились по земле, когда птицы находились на плечах танцовщиц. Во время танца длинные хвосты падали на плечи девушек или плыли в воздухе. На этой игре и была построена сцена. В танце дервишей был использован еще более внешний эффект. Костюмы были целиком сделаны из ослепительно белых веревок, прикрывающих серо-коричневые загорелые тела. По мере того как танцовщики начинали все быстрее кружиться, веревки образовывали вокруг них свистящий белый диск. Несмотря на отдельные интересные приемы и находки, в целом «Синего бога» нельзя было считать удачным балетом, и он недолго удержался в репертуаре.
Синий Бог — интересные факты
-
"Павильон Армиды" Париж 1909год (премьера) Часть 2
Анна Павлова На вершине лестницы стоит величественная фигура — старый маркиз, превратившийся в могущественного волшебника, царя Гидрао.…
-
"Павильон Армиды" Париж 1909год (премьера) Часть 1
Анна Павлова и Вацлав Нижинский Программа открывалась балетом Бенуа, дирижировал которым не Эмиль Купер, а его автор Черепнин. По…
-
Балет "Павильон Армиды" Мариинский театр
Эскиз А.Бенуа к балету "Павильон Армиды" Идея «Павильона Армиды» В новелле Теофиля Готье «Омфала», подавшей Бенуа идею…
- Post a new comment
- 3 comments
- Post a new comment
- 3 comments