vivien_m (vivien_m) wrote,
vivien_m
vivien_m

Categories:

Николай Цискаридзе для Gala.

                                                                                 

В канун Нового года, Николай Цискаридзе, дал интервью журналу "Gala Биография".

Фрагмент интервью:

- Николай, вы почти настоящий Дед Мороз: родились 31 декабря, и зовут вас почти как святого Нико­лая, который стал прообразом Де­да Мороза...

— Да, это правда. Только имя мне дали не в честь святого. У моей мамы был очень простой выбор — если бы родилась девоч­ка, ее бы назвали Нина, в честь бабушки, если бы мальчик, то Ника - в честь дедушки. Это бы­ло его домашнее имя, по паспор­ту же его звали Николай. До то­го дня, пока я не приехал в Мо­скву, меня все называли Ника, но в хореографическом училище вместе со мной оказалась девоч­ка, которую звали Ника, и я по-

стеснялся сказать, что это и мое имя тоже. Я сказал, что меня зо­вут Николай. Друзья дома по-прежнему зовут меня Никой, но на работе я для всех Коля.

                                                                            

—Новый год всегда совпадал с вашим днем рождения. Вам нико­гда не было обидно?

Нет, мне никогда не было обидно. В Грузии Новый год все­гда был очень веселым праздни­ком - с фейерверками, салюта­ми - это сейчас его так праздну­ют везде, а во времена моего детства в Москве такого не бы­ло. Я не знаю, откуда в те годы
люди  брали  пиротехнику,  но фейерверки стреляли с каждого балкона. Это было даже опасно -
нас просили не выходить на

ули­цу первый час после полуночи, чтобы не задела «шальная пу­ля». Стрельба была неимовер­ная. А еще мама рассказывала, что когда я появился на свет, по­шел густой снег, хлопьями, и ос­тался лежать - притом, что под Новый год в Тбилиси снег вооб­ще бывает очень редко.

- Вы любите подарки?

— Ну кто же не любит подар­ков? Мама рожала меня в сорок три года, и была очень рада, ко­гда я появился - в Советском Союзе это считалось очень позд­ними родами. Поэтому меня особенно ждали и любили. Не то чтобы сильно баловали, но двойные подарки я получал все­гда. К тому же тбилисский Но­вый год сильно отличался от московского. Там жили по-дру­гому, все друг друга знали, двери не закрывались вообще, и лю­бого ребенка, который заходил в гости, обязательно чем-нибудь угощали. Тогда не было принято покупать торты, пирожные и пе­ченье в магазине - грузинские домохозяйки все пекли сами. Это было очень вкусно. Запах специй витал в воздухе с като­лического Рождества.

                                                      

—Почему католического? Ведь Грузия - преимущественно право­славная страна...

Дело в том, что в Тбилиси большая немецкая диаспора, и праздники начинались вече­ром 24 декабря. Католическое
Рождество, Новый год, право­славное   Рождество,   Старый
Новый год — грузины всегда бы­
ли очень религиозным народом,
и город праздновал и гулял до самого Крещения. Поэтому я всегда жду этого праздника.  

 Каждый год 31 декабря вы тан­цуете «Щелкунчик» в Большом теа­тре...

Я танцую «Щелкунчик» уже на протяжении десяти лет. Не танцевал всего дважды: первый
раз, когда в этот день выступал в Парижской Опере, второй - ко­
гда лежал в больнице. Для меня
«Щелкунчик» на Новый год -
это как рождественское блюдо.
На этот спектакль практически невозможно попасть, туда при­
ходят в основном представители
посольств, очень красиво одетая
публика: дамы всегда в вечерних платьях, все мужчины в костю­мах.  Такое  случается  редко,

и, конечно, артистам очень при­ятно выступать в этот вечер.

                                                                               

—Среди ваших друзей много коллег по театру?

Ни в коем случае. С воз­растом приходишь к тому, что коллеги - это замечательно, потрясающе. Но общаться с ни­ми достаточно сложно. В ка­кой-либо момент ты невольно можешь стать конкурентом, и тогда непонятно, как себя ве­сти. Не надо попадать в такие ситуации, лучше заводить дру­зей вдали от работы.

—Как вы считаете, балет – это элитарное искусство?

Балет — это искусство, ко­торое родилось во дворцах, ис­кусство для знати, то есть для
образованных, духовно богатых людей. Как и опера, балет - ис­
кусство условное, в жизни та­
кого нет, научить это воспри­нимать нельзя.  Человек или настроен на это, или нет.

Зас­тавить полюбить балет невоз­можно, однако можно научить его воспринимать - в детстве.

Я полюбил балет и оперу имен­но поэтому - я ходил в театр с тех пор, как себя помню. Мне было меньше трех лет, когда меня первый раз повели в кон­серваторию слушать классиче­скую музыку. Моя жизнь нача­лась не с рекламы и рэпа, а с серьезных симфонических про­изведений, это очень важно.

—Кстати, о рэпе. В прошлом году на фестивале французского кино вы читали рэп...

 Да, но это было больше для веселья.

—Однако сейчас такие проекты пользуются большим успехом. Вы не думали записать пластинку?

Меня моя профессия пока устраивает. В балете сложно, но это мое, мне не стыдно выходить на сцену с тем, что я делаю.

—Вы бы хотели жить в другое время?

Нет, мне очень нравится то время, в которое я живу. Но если бы существовала машина време­ни, я многое хотел бы посмот­реть. Хотел бы побывать в Риме и в Древней Греции, в Египте,
увидеть Средневековье и восем­надцатый век,  викторианскую Англию - я много читал Диккен­са и Голсуорси. Хотел бы своими глазами взглянуть на нэп.

-  Вам нравится ваша внеш­ность?

- Раньше никогда не нрави­лась, и сейчас редко. И фото­графироваться не люблю,  не
знаю почему. Я люблю фото­
графии, которые сделаны, ко­
гда не ожидаешь, из них иногда
получаются   стоящие   кадры. Мне собственная внешность нравится, только когда я

готов­люсь к спектаклю. У меня всегда все продумано, какая дол­жна быть прическа, где должен быть бант или чалма. Очень важно придать своей внеш­ности выраженные черты того или иного персонажа. Если это хорошо получается - мне это нравится.

                                                                              

- Костюмы вы сами подбираете?

— Я не подбираю костюмы, но всегда их усовершенствую. Для меня очень важны детали. Кто-то скажет, что я все услож­няю, но если у моего героя должна быть мушка, она у ме­ня будет. Если действие проис­ходит в Индии, то у меня будет серьга в носу и третий глаз на лбу. Мне не очень идут парики, поэтому я крашу и укладываю свои волосы. Когда я жил в ком­мунальной квартире и должен был копить на собственную, я вместо этого покупал укра­шения от Сваровски. Я хотел, чтобы у меня на костюме была не просто обычная бижутерия. И когда среди бог знает как одетых и причесанных людей появляюсь я, у некоторых это вызывает зависть и раздраже­ние. Но я считаю, что принц на сцене должен быть похож на принца, а не являть собой его бледную копию.

—А правда, что вы умеете шить?

Да. И еще хорошо вышиваю.

—Этому вас научила мама?

 Моя мама не умела дер­жать иголку в руках. Когда ей надо было пришить пуговицу - пришивал я. Этому меня научила няня, потрясающая укра­инская женщина, которая уме­ла прекрасно вышивать и фан­тастически готовила. Она к нам пришла, когда мне было трина­дцать дней, а ей семьдесят лет, и она меня растила тринадцать лет, пока я не уехал из Тби­лиси. У нее были огромные на­польные пяльцы, и она выши­вала подушки. В квартире у нас везде лежали накрахмаленные салфетки, связанные крючком. И я научился вышивать, глядя на нее.

- Одежду вы себе сами шьете?

 Нет,  никогда.  Одежду я обычно покупаю серьезных ма­рок - Иссе Мияки, Кензо, сего­дня я могу себе это позволить. Многие вещи мне дарят. К выступлению я готовлю только туфли. А вышиваю для удо­вольствия, когда есть время. Могу салфетки вышить, могу рисунок на рубашке.

                                                              

                                                                                   Вот такую красоту, вышивает Николай гладью....

 

—Чем еще любите заниматься в свободное время?

Театр - это хобби, которое перерастает в профессию. Поэ­тому у меня никаких занятий
нет, кроме моего дела — балета. А в свободное время люблю про­сто лежать на диване, книгу чи­тать или смотреть кино.

—Какое кино предпочитаете - серьезное или развлекательное?

 Я люблю очень разное ки­но. Например, обожаю экрани­зации. Есть фильмы, которые замечательно сделаны, где ак­терами хорошо проработаны персонажи. Я очень ждал продолжения «Догвилля» - «Ман-дерлей». Ларе Фон Триер - мой любимый режиссер. Мне       нравится, как он снимает -весь фильм сделан в одном павильоне, в одних декорациях. Мне кажется, так ни у кого больше не получится. А вооб­ще у меня огромная фильмо­тека. Я смотрю и Тарковского, и оперетты, и мюзиклы.

- Вам нравится русская версия «Ромео и Джульетты», артисты, хо­реография?

 У меня прекрасные партне­ры. Я не хочу кого-то выделять, но там есть ряд артистов, кото­рые мне безумно нравятся. Когда они поют, я забываю о том, что я на сцене, и начинаю слушать
как зритель. И они мне немножко мешают делать мое дело, потому что я увлекаюсь ими. С точки зре­
ния танцовщика могу сказать, что кордебалет потрясающий.
Я  готов  преклонить  колени, глядя на то, как они работают.

- В мюзикле вы играете Смерть -это роль без слов. Вам не хотелось запеть вместе со всеми остальны­ми актерами?

 Понимаете, я люблю петь, но меня Господь Бог обделил голосом. Я могу петь, но только
для забавы. Повеселю народ, сам посмеюсь. Я вообще иногда люблю повеселиться.

Не так давно московский театр «Тень» поставил на сцене своего ку­кольного Лиликанского королевско­го театра трагический балет «Смерть Полифема», где вы исполняете глав­ную роль, - вернее, ваши ноги, рукаи иногда голова. (В спектакле Нико­лай был не только автором хореогра­фии и исполнителем заглавной пар­тии, он еще и работал кукловодом.)

Это было очень занятно, ве­село и смешно. В отличие от Ла­рисы Огудаловой, которая «люб­ви искала, но не нашла», я всю жизнь считал, что театр – это удовольствие, которое я искал
и нашел. И нашел его в театре
«Тень». Во-первых, те, кто там
работает - люди одержимые.
Они занимаются своим делом и очень увлекают. Во-вторых,
мне было безумно интересно.
Я обожаю кукольный  театр. Думаю, что если бы не попал в балет, все равно обязательно

стал бы актером. Театр - это моя природа, моя жизнь, и я не знаю, кем бы я был в театре, но я бы все равно там оказался. А кукольный театр - это вдвой­не прекрасно, потому что ку­кол создаешь своими руками.

—Спектакль уже нельзя увидеть?

Мы сыграли десять спек­таклей и сделали презентацию. Не знаю, будем ли играть еще.
Но «Полифем» записан на плен­ку, и обязательно сохранится.

Как вы празднуете Новый год и день рождения?

Раньше отмечал день рож­дения дома. Теперь езжу на да­чу к друзьям, с ними празднуем
мой день рождения и Новый год. Хозяин дома, Рашид Сар­даров, устраивает фантастиче­ские фейерверки и салют.

—У вас в жизни случались ново­годние чудеса, подарки судьбы?

Я всегда хотел танцевать в Парижской Опере. Есть три Мекки  балета: Мариинский,
Большой театр и Парижская
Опера. Выше этого не может быть ничего.  В Мариинском
я много танцевал, очень люблю этот театр, тех, кто в нем рабо­тает. А в Парижской Опере де­сять лет был мораторий на рус­ских артистов.  И я оказался
первым, кого туда пригласили.
Вот это, я считаю, был подарок судьбы. Еще я всегда мечтал, чтобы для меня поставили зна­ковый спектакль: как для Пли­сецкой «Кармен», для Василье­ва «Спартак». И когда приехал французский балетмейстер Ролан Пети и поставил для меня «Пиковую даму» — это было ко­лоссальное счастье. Сколько бы ни прошло времени, я знаю, что останусь Германом. Это огром­ный подарок судьбы. Возмож­но, будет еще что-нибудь такое же знаковое, не знаю. На все воля Всевышнего.

______________________

Gala Биография январь 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Tags: Николай Цискаридзе
Subscribe

  • Великому хореографу Ролану Пети - 90 лет!

    «Если меня спросят: откуда вы родом, кому наследуете, — я бы сказал: Дягилеву. Его принципы очень важны для меня: настоящая, сильная…

  • Нижинская Кира Вацловна (1914-1998г)

    НИЖИНСКАЯ [Nijinsky Kyra] Кира Вацлавовна 1914, Вена - 1 сентября 1998, Сан-Франциско Балерина. Родилась в семье известного русского…

  • Петипа Мария Мариусовна

    Мария Мариусовна Петипа (1857—1930) — русская балерина. Дата рождения: 17.(29).10.1857 Место рождения: Петербург, Российская империя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment