Небольшой экскурс в историю: Кто же такие Баядерки?
А также фото-галерея балерин, которые когда либо за всю историю балета, были в партии Баядерки Никии. Баядерки — это особенный класс индийских женщин, назначение которых петь и танцевать перед пагодами. У Индийцев не бывает ни одного празднества без того, чтобы в нем не участвовали баядерки и музыканты, аккомпанирующие их танцам песням. Танец баядерок религиозный в этом нет сомнения, танцуя они совершают таинства их религии. Смотря на танец баядерок легко понять, что к божеству, которого они считаются супругами, относятся их взгляды, жесты, его подвиги, напоминающие их танцы, с кинжалами или саблями, их экстаз показывает их участие в божеской природе, согласно господствующей индусской религии, идеи пантомимы или уничтожение отделенных душ в великой душе божества. Приготовляясь танцевать, баядерки, своей осанкой, позами, выражением лица, как бы говорят зрителям: "Идите же скорее, огонь сладострастия уже бушует в нашей крови". Танец баядерок очень древен; не говоря уже о священных книгах индусов, в которых об этом танце упоминается. Греческий историк Арриен, живший во втором столетии нашей эры, как бы напоминает на него в восьмой главе его Indica, где он говорит о танце, которому Бахус научил народы Индии. В каждой большой пагоде есть много молодых девушек, посвященных божеству, в честь которого построена пагода. Девушек этих называют Devadasis. Должность их состоит в служении в этих храмах. Брамины еще детьми берут этих девушек у родителей; и иногда в следствии обета, родители сами посвящают их в служение в храмах. Баядерки исполняют все службы, требуемые в храме, зажигают свечи, танцуют и поют в торжественные дни. Религиозное название этих девушек взято с Санскритского Devadasi. Слово Devadasi значит невольница богов и составлено из двух частей: Deva — бог и dasi — невольница. В народе Devadasi называют Natach, что значит танцовщица, оно образовалось из Санскритского Natya. Что касается названия баядерки, то оно употребляется только европейцами, и заимствовано ими от португальцев, которые первые завели разные учреждения в Индии. ( Balhadeira — танцовщица). Баядерок обучают танцам, пению и мимике. ( Из книги сочинений Карла Блазиса "Танец вообще. Балетные знаменитости. Национальные танцы". Москва 1864год.)
Мария Тальони
Тамара Карсавина
Анна Павлова
Г.Девильер
В некоторых индуистских храмах служили молодые девушки, в обязанность которых первоначально входило поддержание чистоты, а также одевание изваяний богов в пышные одежды и "кормление" их фруктами. Кроме того, они должны были радовать прихожан танцами и песнями. Однако постепенно танцовщицы были приближены к богам и стали считаться их женами. Свою "службу богам" Devadasi начинали в 7-8 лет. Предварительно они проходили обряд бракосочетания. Девочку одевали невестой, а бога заменял символ – либо меч, либо диск, который "невеста" держала в руках до тех пор, пока жрец читал нужные слова. Затем символ бога возлагался на алтарь и девушка объявлялась женой бога, на шею ей торжественно надевали тали – витой шнур, обозначающий замужний статус женщины, на руки, грудь, бедра и плечи ставилось клеймо: в вишнуитских храмах это были знаки раковины и диска, в шиваитских – лингам и йони (мужское и женское начало). Иногда клеймо заменяли татуировкой или рисунком, выполненным сандаловой пастой. После такого "бракосочетания" девушку отводили в покои, где она готовилась к первой встрече с мужем. "Невеста" читала священные мантры, освобождаясь от одежд, наносила краской символы бога на сокровенные части тела и ложилась, ожидая появления мужа. Им обычно оказывался либо один из жрецов, либо особо щедрый жертвователь. Девушки под руководством наставников-жрецов изучали искусство танца, пения, стихосложения, обучались умению вести беседы и т.п. Обучение Devadasi длилось несколько лет. Стать "божьей рабыней" могла девушка только из индуистской семьи. Часто родители жертвовали собственную дочь храму, за что обещалось особое расположение богов. Нередко девушек приводили в храм во исполнение данного обета. Также Devadasi становились девушки, которых родители никак не могли выдать замуж. Отдавали в храм девочек, зачатых при неблагоприятном расположении звезд. Кроме того, следует помнить, что рождение девочки в Индии до сих пор считается наказанием за грехи, которые родителями совершили в этой или одной из прошлых жизней. Быть Devadasi вовсе не считалось позором. Присутствие Devadasi на свадьбе считалось хорошей приметой, а путник, повстречавший Devadasi на дороге, верил в то, что в пути ему будет светить счастливая звезда. От количества Devadasi зависел престиж храма. Devadasi имела пожизненную связь с храмом.
Марина Семенова
Наталья Дудинская
Сильви Гиллем
Нина Ананиашвили и Хулио Бокка
Светлана Захарова
Диана Вишнева
Ульяна Лопаткина
Надежда Грачева