vivien_m (vivien_m) wrote,
vivien_m
vivien_m

Categories:

Особняки Рудольфа Нуреева (часть 2)

                                                                      

Первая квартира в Америке - апартаменты на Манхэттене с видом на Центральный парк. Декорировать их помогала Джеки Кеннеди. Она заставила Нуреева обить стены китайскими обоями ручной выделки, громадные венецианские лю­стры пришлось втаскивать через окна, но в це­лом вышло "элегантно и просто". Главный экс­понат - мраморный римский торс I в. н. э., одна из любимейших покупок Нуреева, красовался посреди гостиной. В Нью-Йорке начался роман с Эриком Вруном. Кумир нуреевской ленин­градской юности и топ-звезда мирового ба­летного рейтинга был любовником балерины Марии Толчиф. Она ушла от него к Нурееву, а потом неосмотрительно познакомила нового партнера со старым. В результате сошлись уже двое мужчин. Брун олицетворял для Нуреева все, чем тот хотел, но не мог быть: высокий нор­дический красавец-датчанин, невозмутимо уверенный экстра-профессионал.

                                           

Брун заставил учиться: "русская" грязь из танца была вычищена. А затем "Руди" начал утомлять своей чрез­мерной экспансивностью. Потом начался профессиональный конвейер и чехарда связей, романов, разрывов. Скандальная репутация окончательно превратила Нуреева из великого балетного артиста в поп-звезду.

Ранчо в Вирджинии - памятник самой прекрасной иллюзии: открыть на лоне природы танцевальную школу для одаренных детей. В 1975 году идея трансформировалась в Фонд помощи талантливым танцовщикам, кото­рый действует до сих пор. Современников жест потряс: прижимистость Нуреева успела войти в легенду. Он почти не носил с собой карманных денег в расчете на то, что ужин в ресторане или мелкие покупки оплатят другие, неоднократно был оштрафован за уклонение от уплаты налогов,

                   

безбожно выторговывал себе гонорары, но зато и стал одним из самых богатых балетных артис­тов мира. Дела, впрочем, он вел беспорядочно: после смерти Нуреева на то, чтобы разобраться с его делами и организовать распродажу, аукци­онному дому Christie's понадобилось два года. Квартира в Париже: набережная Вольтера, вид на Лувр. Театрализованный вариант дизай­на манхэттенских апартаментов. Среди всех приобретений Нуреева - самый удачный дизай­нерский проект. Смешано, соединено, противо­поставлено сразу все - Кавказ и Франция, Вос­ток и Запад, неоготика и салонная живопись, личный вкус Нуреева и жесткая воля дизайнера, итальянца Эмилио Каркано. Результат окрести­ли "евразийским каприччио" и охотно снимали для интерьерных журналов. Красно-черно-золотая квартира была похожа сразу и на шатер, и на кибитку, и на хозяина. Хозяин с удовольст­вием позировал перед камерами в образе вос­точного хана, почти сливаясь в своем цветастом халате с оттоманками, коврами, диванами и по­душками. Квартира напоминала о варварской пышности дягилевских "Русских сезонов" со всеми их "Шахерезадами", "Египетскими но­чами", "Жар-птицами", "Тамарами". Но в конце 1980-х эта зрелищность уже отсылала не столь­ко к Дягилеву, сколько к Versace.

                                                       

                                     

На фоне всей этой декадент­ской избыточности стран­но смотрелся любимый дом Нуреева - на Сен-Бартельми, острове в Карибском море. Крошечный домик с доща­тыми террасами, где можно в кресле греться на солнце, с темными буфетами, заполненными фаянсовой посудой. Все не случайно, все тща­тельно подобрано. Скромная кровать с мус­линовыми занавесками, маленькое пианино, на стене - лист ватмана, заклеенный фотогра­фиями хозяина в танце: "наши достижения". Сюда Нуреев приезжал, чтобы побыть одному, подумать, почитать. Сюда он под конец жизни приезжал болеть. После истерической гонки за роскошью оказалось, что ему хорошо в доме, напоминающем деревянную русскую дачу, - только у моря. И все-таки дольше всего Нуреев прожил на набережной Вольтера: шесть лет он провел в кресле артистического директора Opera de Paris. К тому же к этой квартире его окончательно приковала болезнь. Послед­ние месяцы Нуреева переносили на руках. Именно отсюда в 1993 году гроб с телом отвезли в театр. На гигантской лестнице в фойе дворца Гарнье вместо надгробных речей читали русские стихи. Еще задолго до смерти Нуреев распорядился, чтобы ему подыскали место на Сен-Женевьев-де-Буа, подальше от могилы прежнего балетного директора, тоже русского, - Сержа Лифаря. Но самую впечатляющую церемонию прощания он срежиссировал и сыграл на Галли, острове, купленном в 1988-м за 40 миллионов долларов у наследников хореографа Леонида Мясина. Любительский фильм сняли незадолго до смерти в формате "говорящая голова": крупным планом - лицо Нуреева, сидящего на берегу в солнцезащитной панаме, и больше ничего. Только на последних секундах фильма Нуреев поднялся: он был обнажен. Камера проводила его к песчаной косе, Нуреев вошел в воду.

В качестве надгробия на могиле танцовщика поставили дорожный сундук, покрытый пестрым восточным ковром из смальты, но все равно очень похожий на фибровый чемодан.

________________________________________________________________

"Architectural Digest"  декабрь-январь 2002-2003год (текст Ю.Яковлевой)

Subscribe

  • Великому хореографу Ролану Пети - 90 лет!

    «Если меня спросят: откуда вы родом, кому наследуете, — я бы сказал: Дягилеву. Его принципы очень важны для меня: настоящая, сильная…

  • Нижинская Кира Вацловна (1914-1998г)

    НИЖИНСКАЯ [Nijinsky Kyra] Кира Вацлавовна 1914, Вена - 1 сентября 1998, Сан-Франциско Балерина. Родилась в семье известного русского…

  • Петипа Мария Мариусовна

    Мария Мариусовна Петипа (1857—1930) — русская балерина. Дата рождения: 17.(29).10.1857 Место рождения: Петербург, Российская империя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment