vivien_m (vivien_m) wrote,
vivien_m
vivien_m

Category:

История: "Английский Королевский балет" (часть 1)




Как вид искусства, балет появился в Англии сравнительно недавно. Рецензент балетных спектаклей газеты «Гардиан» Джеймс Кеннеди рассказывает о его развитии в прошлом и его положении теперь.

В английском балете любят утверждать, что он детище – пусть хотя бы и не родное – русского балета. В этих притязаниях немало справедливого. Тот интерес к балету, который наблюдается ныне в Англии, и в самом деле зародился со времени первых гастролей в Лондоне труппы Дягилева, которая состояла из артистов Мариинского театра и показала сплав музыки, живописи и танца, тогда совершенно неведомый Западной Европе. Эти гастроли, а также те, что последовали за ними, дали обильные всходы. Вскоре молодая женщина по имени Мари Рамбер (полька по происхождению, вышедшая впоследствии замуж за англичанина) была приглашена Дяги­левым в помощь Нижинскому, работавшему над постановкой «Весны священной». А в 1920 г. при возобновлении балета главная партия была поручена английской балерине, сменившей свое имя Хильда Маннингс на русское — Лидия Соколова. То было время, когда танцовщики могли быть лишь русскими, пусть хотя бы только по имени.

Потом, вскоре после окончания войны 1914-18 гг., в дягилевской труппе, по-прежнему состоявшей в основном из русских артистов, появились имена Нинетт де Валуа (Идрис Стэннус) и Антона Долина (Патрика Кея). Не следует также забывать, что именно в Лондоне Дягилев осуществил в 1921 г. постановку «Спящей красавицы», которая приобрела здесь огромную известность отчасти потому, что в ней выступало целое созвездие русских балерин, отчасти же потому, что это был единствен­ный случай, когда он обратился к многоактному классическому ба­лету. К концу 20-х годов балет Дяги­лева стал привычным явлением в артистической жизни Лондона, и труппа находила, что лондонская публика принимает ее с особой теплотой. Потом Дягилев умер, его труппа распалась. Казалось, что именно в тот момент, когда наша потребность в балете неуклон­но росла, возможность удовлет­ворить ее иссякла. Однако к этому времени энтузиазм поклонников балета уже привел к образованию новых групп.

Два человека, которые больше всего сделали для развития англий­ского балета — Нинетт де Валуа и Мари Рамбер — были знакомы с дягилевской  труппой изнутри. Правда, скажем, к 1925 г., даже все еще оставаясь по своему составу в основном русской, она довольно сильно отличалась от тогдашнего московского и ленинградского ба­лета, и, черпая вдохновение в прекрасном знании труппы, моло­дая, прозорливая Нинетт де Валуа все же смогла разглядеть ограни­ченность возможностей труппы, утратившей родину.

Какой бы интерес ни представ­ляли воспоминания о том, чем английский балет обязан в своем создании и развитии опыту русского балета, невозможно умолчать о тех правилах, которыми более сорока лет назад руководствовалась Ни­нетт де Валуа при зарождении нашего национального балетного театра. Балет Сэдлерс-Уэллс, как он тогда назывался, был офи­циально переименован в Коро­левский балет в 1957 г. Сейчас Королевский балет является тем театром, о котором мечтала Нинетт де Валуа. Ее правила сохранили свою силу и поныне.

Тщательно разрабатывая планы создания национального английского балета, она, конечно, обра­щалась к Дягилеву с его высокими художественными требованиями и соединением представленных в ба­лете различных видов искусства для создания впечатляющего зре­лища. Но она видела не только его, но и Мариинский театр, где зачинался сам дягилевский экспери­мент. Постоянная труппа нужда­лась в постоянной площадке. Пона­чалу такой площадкой служил ей театр Сэдлерс-Уэллс в северо­восточной части Лондона, затем — здание Королевской оперы в Ковент-Гардене, куда она переехала после второй мировой войны. Для того, чтобы держаться на высоком уровне и обеспечить приток новых талантов, нужна школа. Такая школа, дающая, наряду с балетным, также и общее образование, у театра есть. Обучение должно прочно опираться на классические традиции — т.е. традиции, унасле­дованные от русского балета. В этом преемники Нинетт де Валуа убеждены ничуть не меньше чем она сама.

Исходя из этого, основу репер­туара труппы должны составлять классические балеты. И они дей­ствительно составляют — «Лебеди­ное озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка» и другие. Но не меньшее значение придава­лось всегда и созданию собственной хореографии. С самого начала счастливая судьба соединила Коро­левский балет с сэром Фредериком Эштоном — одним из ведущих ба­летмейстеров мира — и притом таким, который горячо верит в возможности классического танца и привил нашим танцовщикам со­вершенно особый, своеобразный классический стиль, отнюдь не страдающий архаизмом. Свой вклад в эту область внесли и его коллеги, такие балетмейстеры младшего поколения, как Джон Кранко и Кеннет Макмиллан.

Сцена из балета "Пустой костюм"- постановка балетной труппы Рамбер

Наконец, его репертуар, помимо того, что он не должен быть музейным (чем он был бы, если бы сводился к одному лишь клас­сическому наследию), не должен также   ограничиваться   националь­ными рамками.

Все эти принципы действуют здесь по сей день. В репертуаре всегда представлен один или даже несколько классических балетов. Прошлый сезон открылся в Ковент-Гардене балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта» (который всегда пользовался у нас большой любовью) в постановке Кеннета Макмиллана. В том же сезоне с огромным успехом шел балет «Встреча танцоров» — это первая работа, осуществленная с труппой Королевского балета американским балетмейстером Джеромом Роббинсом. Среди последних про­грамм — новая работа Эштона «Творения Прометея». Наконец, американский хореограф Глен Тетли, представитель крайнего направления школы современного танца, поставил для труппы балет «Фигуры в поле».

Помимо основных классических балетов, в репертуар Королевского балета входят или входили произ­ведения самых разных жанров. Работы балетмейстеров, связанных в прошлом с труппой Дягилева: Баланчина, Нижинской, Мясина; уже упоминавшихся выше амери­канских хореографов; французского балетмейстера Ролана Пети (яркий пример его творчества — балет «Потерянный рай»). В прошлом году шла отмеченная большим новаторством постановка голланд­ца Руди ван Данцига «Вервия времени», которая исполняется под электронную музыку.

Не последнее место занимают в нем и работы наших соотечествен­ников. Их представляют два из множества созданных Эштоном балетов — «Сон» и «Симфонические вариации» — «Игра теней» Энтони Тюдора, «Дама и шут» Джона Кранко, «Карьера мота» Нинетт де Валуа. Классический и неоклассический в своей основе, этот репертуар является в то же время национальным, интернацио­нальным и современным.

Я уже подчеркивал, что ныне наш национальный балет является воплощением замыслов своего со­здателя. Но такие воплощения никогда не бывают окончатель­ными: жизнь искусства или худо­жественного коллектива не может никогда остановиться.

 

Прошло уже семь лет с тех пор, как Нинетт де Валуа ушла с поста директора театра. Теперь его покинул и ее преемник сэр Фре­дерик Эштон, хотя он собирается по-прежнему ставить здесь свои балеты. Таким образом, во главе театра впервые не оказалось ни одного из тех людей, которые принимали участие в его создании. Более того, сейчас, можно считать, фактически закончился тот долгий период, когда на сцене царила Марго Фонтейн, а ведь на про­тяжении многих лет эта великая балерина была для многих людей олицетворением Королевского ба­лета. (Как жаль, что москвичам и ленинградцам довелось лишь однажды увидеть ее выступление — во время гастролей Королевского балета в

1961 г.)
Продолжение следует.....

Tags: Легенды Балета
Subscribe

  • Великому хореографу Ролану Пети - 90 лет!

    «Если меня спросят: откуда вы родом, кому наследуете, — я бы сказал: Дягилеву. Его принципы очень важны для меня: настоящая, сильная…

  • Нижинская Кира Вацловна (1914-1998г)

    НИЖИНСКАЯ [Nijinsky Kyra] Кира Вацлавовна 1914, Вена - 1 сентября 1998, Сан-Франциско Балерина. Родилась в семье известного русского…

  • Петипа Мария Мариусовна

    Мария Мариусовна Петипа (1857—1930) — русская балерина. Дата рождения: 17.(29).10.1857 Место рождения: Петербург, Российская империя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments