vivien_m (vivien_m) wrote,
vivien_m
vivien_m

Category:

История: "Английский Королевский Балет" (часть 2)


Солнце и три Зари - "Красавица и чудовище" Питера Даррела на сцене Шотландского театра балета.

К тому же начало нового периода, когда во главе театра стал его третий руководитель балетмейстер Кеннет Макмиллан, ознаменова­
лось большими переменами в ор­ганизации Королевского балета.

Прежде он состоял из двух больших трупп, одна из которых постоянно давала представления в Лондоне в здании Оперного театра (за исклю­чением того времени, когда она — раз в два года — отправлялась на гастроли в США), а вторая — была постоянно в разъездах (за исклю­чением того времени, когда — в отсутствие основной труппы, совершавшей турне по Америке, — она занимала ее место в Лондоне). Теперь это изменилось: труппы объединились и по крайней мере во время поездок по стране гастроли будут проводиться силами сравни­тельно небольшой группы пер­воклассных танцовщиков, которая сможет прекрасно справляться с небольшими по масштабу произве­дениями, хотя размеры не позволят ей браться за крупнейшие клас­сические балеты. Труппа в полном составе будет, однако, проводить одну гастрольную поездку по стране каждый год.

Есть, однако, две вещи, не вызы­вающие сомнений. Первое — то, что уровень танцевального ма­стерства продолжает расти и стоит сейчас на небывалой высоте. Как в Большом театре или театре им. Кирова, у нас принято подчеркивать выступление всего ансамбля, а не отдельных звезд (исключение со­ставляла лишь Фонтейн). А среди наследниц Фонтейн много блестя­щих балерин, хотя они и меньше известны за границей. В их числе — Антуанетт Сибли, Мерль Парк, Линн Сеймур, Дорин Уэллс, Моника Мэйсон, а из более юного поколения — Анн Дженнер, Дженнифер Пенни и Диана Виэр. Можно было бы привести с десяток других имен. Кстати, стоит заме­тить, что многие из них вступили в труппу Королевского балета из стран Британского Содружества. Среди танцовщиков-мужчин по-настоящему яркие дарования встре­чаются реже; но наш Энтони Дауэлл — один из лучших танцовщиков во всем западном балете. Прекрасными классическими тан­цовщиками показали себя Дональд Маклири, Майкл Коулмен и Дэвид Уолл. Немало в труппе и отличных характерных танцоров.  
"Зиггурат" - интерпретация музыки Штокгаузена балетной труппой Рамбер.

Несомненно и другое — то, что основой репертуара так же, как и обучения, остается по-прежнему искусство классического танца, хотя, как мне кажется, его характер должен несколько измениться.

Что касается наших других ба­летных трупп, то хотя ни одна из них не сравнится по значению с Королевским балетом, почти все они занимают в общей картине до­стойное место. Прежде всего — это Балет Мари Рамбер. В конце 20-х и начале 30-х годов, Мари Рам­бер, стоявшая во главе крошечной труппы, выступавшей в одном из очень маленьких лондонских теа­тров, открыла и поддержала первых и лучших из наших хореографов; Эштон и Тюдор начинали в Балете Рамбер. Там же начинала и Андре Хауард. Труппа существует по сей день, являясь фактически старейшей в нашей стране : она возникла года за два до Королевского балета. 

 

После войны она в какой-то момент довольно сильно разрослась и, по правде говоря, несколько переоценила свои возможности. Сейчас она вновь обрела свой прежний вид: это небольшая труппа, утверждающая новаторство и экс­перимент. Существенное различие состоит, однако, в том, что тогда как в тридцатые годы ее экспери­менты шли исключительно в русле классического и неоклассического балета, теперь здесь почти всецело господствует стиль очень современ­ного танца, как в его американском, так и английском варианте. Это — знамение времени.

Знамением времени является также и тот репертуар, который предлагает Шотландский театр балета, созданный несколько лет назад в западной части Англии и получивший тогда название Запад­ного балета. Теперь он обосно­вался в Шотландии в городе Глазго. В его репертуаре рядом с произве­дениями классического стиля со­седствует множество немых дра­матических спектаклей (например «Солнце, уходящее во тьму») и современных, совершенно не связан­ных с классической традицией очень своеобразных представлений (на­пример «Иродиада»). Совсем не­давно в смежной с ним области родилась еще одна новая труппа: в Лондоне был создан Театр совре­менного танца. Этот театр, имею­щий свою балетную школу, исходит целиком из принципов и опыта Марты Грэм, прославленной амери­канской танцовщицы, которая была вдохновительницей по существу всей школы современного танца в Соединенных Штатах.

Я останавливаюсь на этих трех труппах — Балете Рамбер, Шот­ландском театре балета и Театре современного танца — потому что взятые вместе они ясно указывают, что танец в Великобритании разви­вается в направлении некласси­ческого современного стиля. Это направление не сможет, вероятно, лишить классическую традицию ее высокого положения, но оно пред­ставляет собой нечто такое, с чем балет должен считаться.

Имеется также одна большая труппа «Фестивал-балет», куда входят и английские и зарубежные танцовщики, которая на протя­жении последних 20 лет выступала главной соперницей Королевского балета.

Однако, самое большое значение имеет все-таки Королевский балет с его репутацией лучшей на Западе труппы, репутацией, которая в первую очередь определяется созда­нием получившего признание осо­бого «английского стиля» танца и хореографии. Это очень музы­кальный стиль, который приме­чателен скорее сдержанностью и лиризмом, чем зажигательной виртуозностью, скорее четкостью, утонченностью и быстротой испол­нения, чем пристрастием к пышным эффектам. Этот стиль — детище хореографии Эштона и системы обучения, начало которой более 40 лет тому назад положила Нинетт де Валуа.

 Журнал «Англия»№39 1971год. 


Tags: Легенды Балета
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments