vivien_m (vivien_m) wrote,
vivien_m
vivien_m

Categories:

Открылась Уникальная Выставка !!!!! "ВИДЕНИЕ ТАНЦА." К 100-летию "Русских балетов" С.П.Дягилева



с 28 октября — 31 января 2010

Министерство культуры Российской Федерации. Государственная Третьяковская галерея.
Фонд культуры "Екатерина". Новый Национальный Музей Монако
Крымский Вал, 10, залы № 60–61

"Видение танца" – масштабный международный проект, посвященный прославленным "Русским балетам". В центре уникальной выставки – замечательная личность и деятельность их основателя, Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), яркой фигуры в художественной жизни России начала ХХ века. Именно ему принадлежит честь открытия отечественного искусства западной аудитории.
Столетие "Дягилевских сезонов" в 2009 широко отмечается во всем мире чередой музыкальных и балетных фестивалей, а также художественных выставок. Летом этого же года исполнилось 90 лет со дня смерти С.Дягилева – великого импресарио, театрального деятеля и пропагандиста русской культуры. Уникальная по составу экспозиция в Москве вобрала в себя более 500 произведений: около половины экспонатов из Третьяковской галереи, другие – из музеев и частных собраний России, Европы и США. Ранее в несколько ином составе она была показана в Монако, где в течение 18 лет находилась репетиционная база русской труппы, а полвека назад был установлен памятник С.Дягилеву.
Главное детище С.Дягилева – антреприза "Русские балеты" – быстро получило признание за границей. Впервые труппа из Петербурга выступила в парижском театре "Шатле" 19 мая 1909 с балетами "Павильон Армиды", "Половецкие пляски" и "Пир". В дальнейшем эволюция дягилевских проектов, в реализации которых участвовали наиболее талантливые и прогрессивные балетмейстеры, композиторы, танцовщики, художники из разных стран, и триумф гастролей русской труппы в Париже, Лондоне, Мадриде оказали мощное воздействие на разные сферы искусства ХХ века – музыку, сценографию, хореографию, живопись. Не будет преувеличением сказать, что дягилевские спектакли стали одним из главных русских художественных феноменов, чье значение и авангардная роль были признаны во всем мире. Синтетический характер спектаклей "Русских балетов" определил многоуровневую структуру экспозиции, сочетающую тематический и хронологический принципы. Не ставя целью с документальной точностью воспроизвести хронологию дягилевских сезонов, устроители выставки стремились создать их общий, возможно, идеализированный образ, опираясь, прежде всего, на выразительность аутентичных художественных произведений. В соответствии с логикой построения балетных программ и гастрольных турне самим Дягилевым в экспозиции организовано несколько тематических зон: они отданы классическому балету, "ориентализму", "русской" теме, а также авангардным постановкам. При условности такого разграничения экспозиционные материалы как бы перетекают из одного раздела в другой, образуя важные для дягилевского мышления "смещения" эпох и стилей. В составе выставки самые разнообразные произведения: афиши, костюмы и декорации, эскизы к ним, занавесы, фотографии танцовщиков и балетных мизансцен, портреты деятелей искусства. Большинство работ, предоставленных музеями и частными коллекционерами разных стран, впервые демонстрируются в России. В числе премьер – уникальные сценические макеты 1920-х–1930-х годов из собрания Нового Национального Музея Монако. Около 250 эскизов декораций и костюмов выполнены знаменитыми русскими и французскими художниками, во многом определившими облик изобразительного искусства ХХ века: Л.Бакстом, А.Бенуа, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, Н.Рерихом, П.Пикассо, Ж.Браком, А.Матиссом, Дж. де Кирико, А.Дереном, а также русскими художниками-эмигрантами П.Челищевым, Н.Габо, А.Певзнером, чьи произведения редко встречаются в российских собраниях. Впервые в России будут показаны около 50 подлинных костюмов для "Русских балетов", в том числе такие раритеты, как конструктивистские костюмы к балету "Шут" по эскизам М.Ларионова и расписанные вручную костюмы А.Матисса к балету "Соловей". Среди самых известных произведений – грандиозный (10х10 метров) занавес к балету "Голубой экспресс" по эскизу П.Пикассо из Музея Виктории и Альберта (Лондон). Важную часть в драматургии выставки составляют фотографии, исполненные крупными русскими и европейскими фотохудожниками. Среди них – сцены из спектаклей "Весна священная", "Золотой петушок", "Блудный сын", "Половецкие пляски", "Жар-Птица", а также портреты  артистов дягилевской труппы – А.Павловой, Т.Карсавиной, О.Спесивцевой, Б. и В.Нижинских, Л.Мясина, М.Фокина. В экспонировании фотографий акцент поставлен не столько на их документальной ценности, сколько на чисто художественных эффектах, характерных для того времени. Реконструировать спектакли и одновременно напомнить о непреходящем интересе к дягилевскому наследию помогут современные арт-объекты и видеоинсталляции, созданные, в частности, на тему оформления спектаклей "Парад" П.Пикассо, "Бал" Дж. де Кирико, "Ода" П.Челищева, "Кошка" Н.Габо и А.Певзнера. Соединение разнородных артефактов, где каждая группа обладает собственной значимостью, дает возможность создать не столько хронику, сколько образ дягилевских сезонов, передать их масштаб, внутреннюю динамику развития, стремление к новизне форм, поразившее взыскательную европейскую публику.

Выставочный проект организован Третьяковской галереей совместно с Фондом культуры "Екатерина" и Новым Национальным Музеем Монако. Над проектом работала международная кураторская группа – профессор Джон Боулт, Зельфира Трегулова, Евгения Илюхина и Ирина Шуманова.

К выставке изданы: объемный, богато иллюстрированный каталог, со статьями крупнейших российских и западных специалистов по истории дягилевских балетных сезонов, CD-Rom, а также книга в рамках Издательской программы "Интерроса" "История “Русского балета” реальная и фантастическая, в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова". Подготовлена обширная культурно-образовательная программа, поддержку которой оказали группа компаний "Нексиа Пачоли" и компания "Шеврон Нефтегаз".

ПРОГРАММА ВЫСТАВКИ :

Театральные вечера:

Государственная Третьяковская галерея
совместно с
Государственным центральным музеем имени А.А. Бахрушина 

7 ноября 2009, суббота 16.30
Вечер первый.
На пути в Париж
Сергей Дягилев.
Рождение "Русских сезонов". Первые сложности и первые победы.

21 ноября 2009, суббота 16.30
Вечер второй
Парижские триумфы
От "Жар-птицы" до "Голубого экспресса": эволюция стиля.

5 декабря 2009, суббота 16.30
Вечер третий
Нижинский
Феномен личности, творчество, судьба.
Отражения: Нижинский после Нижинского

19 декабря 2009, суббота 16.30
Вечер четвертый
Баланчин
Последний хореограф Дягилева.

16 января 2010, суббота 16.30
Вечер пятый
Послесловие
Наследие Дягилева сегодня: реконструкции и интерпретации

К разговору приглашены историки театра, хореографы, танцовщики, художники, искусствоведы

Вечера проходят в конференц-зале на 3 этаже Третьяковской галереи на Крымском Валу, 10
Вход по билетам на выставку

Киносеансы:

Государственная Третьяковская галерея
Государственный центральный музей кино
при поддержке Посольства Франции

Программа на ноябрь



1 ноября,  воскресенье 15-00
Люди "Русских балетов": портреты, эскизы, трактовки
НЕИЗВЕСТНЫЕ ДЯГИЛЕВЫ, ИЛИ НОВЫЙ ГОД В КОНЦЕ ВЕКА,
Владислав Виноградов, 2000, 98 мин.

1 ноября,  воскресенье 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
БАЛЕТЫ МИХАИЛА ФОКИНА (1): Шопениана / Chopiniana (на муз. Ф.Шопена), Петрушка / Petrouchka (музыка И. Стравинского), Умирающий лебедь / The Swan( музыка К. Сен-Санса)
Исполнители: Марис Лиепа, Маргарита Кулик, Наталия Большакова

 5 ноября, четверг 19-30

Контекст "Русских балетов": время и искусство
ПАРИЖ 1900-х
Николь Ведрес, 1947, 90 мин.

8 ноября, воскресенье 15-00
Контекст "Русских балетов": время и искусство
ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
Эсфирь Шуб, 1926, 70 мин.

8 ноября, воскресенье 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
БАЛЕТЫ МИХАИЛА ФОКИНА
Карнавал / Carnaval (музыка Р. Шумана), Видение розы / Le Spectre de la Rose (на музыку К. Вебера "Приглашение к танцу")
Исполнители: Марис Лиепа, Маргарита Кулик, Наталия Большакова 

12 ноября, четверг 19-00
Люди "Русских балетов": факты и фантазии
БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗЕЛЬ (фильм-портрет Ольги Спесивцевой)
Майя Меркель, Россия, 1997, 140 мин.

14 ноября, суббота 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
БАЛЕТЫ МИХАИЛА ФОКИНА Половецкие пляски / Polovtsian Dances (из оперы А. Бородина "Князь Игорь"), Руслан и Людмила (Волшебный сад Наины) / Ruslan and Ludmila (танцы к опере М. Глинки)
Исполнители: Марис Лиепа, Маргарита Кулик, Наталия Большакова

15 ноября, воскресенье  15-00
Люди «Русских балетов»:  портреты, эскизы, трактовки
Из телецикла «Исторические хроники». "1912 ГОД. СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ", Николай Сванидзе, 30 мин.
СУДЬБА ПОДВИЖНИКА. СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ,
Виктор Спиридонов, Россия, 2002, 55 мин.

15 ноября, воскресенье 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЖАР-ПТИЦЫ / Return of the FireBird:
ПЕТРУШКА (муз. И.Стравинского), ЖАР-ПТИЦА (муз.И.Стравинского), ШЕХЕРЕЗАДА (муз. Н.Римского-Корсакова),  Андрис Лиепа, 2003, 120 мин.
Исполнители: Андрис Лиепа (Иван-царевич, Петрушка, Шахриар), Илзе Лиепа (Забеида), Нина Ананиашвили (Жар-птица), Гедиминас Таранда (Арап), Татьяна Белецкая (Балерина), Виктор Еременко (Золотой раб)

19 ноября, четверг 19-30
Люди "Русских балетов": факты и фантазии 
МАНИЯ ЖИЗЕЛИ, Алексей Учитель, Россия, 1996, 100 мин.

22 ноября, воскресенье 15-00
Контекст "Русских балетов": время и искусство
"Русский модерн" в кино
:
ГРЁЗЫ, Евгений Бауэр, 1915, 35 мин.,
УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ, Евгений Бауэр, Россия, 1916/1917, 60 мин.
В главной роли Вера Карали

22 ноября, воскресенье 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ. ПОВЕНЧАННЫЙ С БОГОМ
(спектакль Мариинского театра, танцуют Фарух Рузиматов и Юлия Махалина) 

26 ноября, четверг 19-00
Люди "Русских балетов": факты и фантазии
АННА ПАВЛОВА,
Эмиль Лотяну, 1983, 145 мин.
В ролях: Галина Беляева, Анатолий Ромашин, Игорь Дмитриев, Сергей Шакуров.

28 ноября, суббота 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЖАР-ПТИЦЫ / Return of the FireBird:
ПЕТРУШКА (муз. И.Стравинского), ЖАР-ПТИЦА (муз.И.Стравинского), ШЕХЕРЕЗАДА (муз. Н.Римского-Корсакова),  Андрис Лиепа, 2003, 120 мин.
Исполнители: Андрис Лиепа (Иван-царевич, Петрушка, Шахриар), Илзе Лиепа (Забеида), Нина Ананиашвили (Жар-птица), Гедиминас Таранда (Арап), Татьяна Белецкая (Балерина), Виктор Еременко (Золотой раб)

29 ноября, воскресенье 15-00
Люди "Русских балетов": портреты, эскизы, трактовки
Вечер телекомпании "Цивилизация" (худ. рук. Лев Николаев):
СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ,
ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ,
НИКОЛАЙ РЕРИХ

29 ноября, воскресенье  17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ и СВАДЕБКА (спектакли Мариинского театра в постановке Милисен Ходсон и Кеннета Арчера)

При поддержке компании "Шеврон Нефтегаз"

Вечера проходят в конференц-зале на 3 этаже Третьяковской галереи на Крымском Валу, 10
Вход по билетам на выставку

 


Tags: "Русские сезоны"
Subscribe

  • Birthday!

    Happy Birthday dear Audrey!

  • Audrey Hepburn (Часть 2)

    А ндреа Дотти, заместитель директора кафедры " П сихиатрии Римского университета, знал о жен­ щинах все - недаром он слыл одним из…

  • Audrey Hepburn (Часть 1)

    "Нежность в ее взгляде, ее изысканные манеры с первого мгновения покорили меня" (Юбер Живанши) Даже повзрослев, она обожала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment